Анализ ответов надзорных органов

Мы все с нетерпением ждём оглашения перечня виновных лиц и соответствующих итоговых решений от контролирующих и надзорных органов по результатам внеплановых проверок по факту неконтролируемых химических выбросов, произошедших в октябре текущего года, и, как следствие — неотвратимого и соразмерного наказания виновных за отравление жителей всего города.

А пока представляем Вашему вниманию наши выводы по той активной переписке рязанцев с "надзорниками" об октябрьских событиях.

Здесь мы отметим самую их суть, чтобы долго не утомлять Вас чтением всех ответов, копии которых нам прислали люди в большом количестве. 

  • Из содержания письма МУП «Управление по делам ГО и ЧС города Рязани» от 20.10.2020 г. № 3С/01-04-659-Исх, полученного в ответ на обращение РРОО «Дышим чистым», видим, что 08.10.2020 г. в центре города по адресу: ул. Театральная, д.1, в течение часа наблюдалась химическая травля людей, т.к. с 18:15 до 19:10 фиксировались превышения ПДК по сероуглероду в 6,3 раз. При этом, мы понимаем, что показатели выявленных значений опасных химических веществ не сразу достигли такого максимума и, соответственно, не сразу пришли в безопасную норму. Очевидно, что опасный период негативного воздействия промышленной химии на здоровье людей был более длительным, чем час времени, попавший под наблюдение лаборатории.

    • И неизвестно, сколько он длился?
    • Пошёл ли он на снижение после 19:10?
    • Либо его значения продолжали расти неопределённо долгое время?
    • Были ли в это время в атмосферном воздухе какие-то иные химические элементы, не попавшие в перечень 9-ти контролируемых лабораторией ГО ЧС?
    • Если – да, то какие конкретно, насколько они опасны и каковы их значения?

    Учитывая отсутствие системного наблюдения за качеством воздуха в различных районах города со стороны надзорных органов, уверенными в полноте и достоверности информации о состоянии атмосферного воздуха в этот период времени нам с Вами быть нельзя. Отметим, что по адресу: ул. Семинарская, д.32 было также выявлено превышения ПДК по м-Ксилолу в 1 раз, но его не учли 07.10.2020 г.

  • Из содержания письма УБГ Администрации города Рязани от 22.10.2020 г. № 0413-08 9955исх, видим, что у Администрации города есть газовый хроматограф, с которым работает ГО и ЧС и который может определять 9 веществ (метил-трет-бутиловый эфир, гексан, бензол, метилметакрилат, толуол, ксилол, фенол, сероуглерод, сероводород). За период с 19:00 06.10.2020 г. по 23:00 08.10.2020 г. в результате анализа на хроматографе отобранных проб было установлено, что практически весь город (за исключением районов Канищево и Приокского) в составе воздуха имеет превышения ПДК бензола и толуола в размере 0,3, а жители на улицах Семинарская, Тимуровцев и Грибоедова дополнительно вдыхают от 0,1 до 0,6 ПДК метил-трет-бутилового эфира. Два дня, с 7-го по 8-е октября 2020 года жители города на улицах Горького, Семинарская и Театральная дополнительно вдыхали малые дозы м-ксилола: от 0,1 до 0,9 ПДК. Это из тех 9 компонентов химии, что определяет хроматограф…

    В жилых районах города выявили превышение ПДК сероуглерода более, чем в 6 раз! А что дальше??? Так и будем просто проверять, от чего умираем или начнём предпринимать что-то действенное???

  • Из анализа содержания письма Минприроды Рязанской области от 27.10.2020 г. № 9/ОГ-1551/Исх следует, что «...с 06.10.2020 г. по 14.10.2020 г. постами Министерства фиксировались ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ПОСТОЯННЫЕ ПРЕВЫШЕНИЯ ПДК ПО СЕРОВОДОРОДУ! (А лаборатория Администрации и ГО и ЧС в этот период только бензол и толуол нашла…). Работали технологично: с наветренной и подветренной стороны от источника. Проверки привели в д.Турлатово. А там только федеральные промплощадки.

    О выявленных в эти дни превышениях, как пишет Минприроды в данном письме, информация была оперативно направлена участникам «Порядка взаимодействия...», утверждённого в сентябре 2018 года (т.е. всем уполномоченным надзорным органам как федерального, так и регионального уровня).

    В ходе проводимых проверочных мероприятий ПРИРОДООХРАННАЯ Прокуратура ПОТРЕБОВАЛА произвести замеры проб воздуха в районе Восточного промузла и Александровской птицефабрики со стороны площадок утилизации отходов… Проверили, всё соответствует нормативам.

    Исследуя влияние предприятий Южного промузла на воздух в жилой зоне города, Минприроды были проведены проверки расположенных там предприятий регионального уровня надзора: ОАО «Ново-Рязанское ППЖТ», ООО «Лидер», ООО «Шафис», ООО «Энимо»,ООО «ГПН-РЗБМ», ООО «Шелл Нефть», ООО «АБВ», ООО «Долстрим». По итогам проверок - нарушений не выявлено.

  • Из содержания письма Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 03.11.2020 г. № ВБ-04-10/12279, мы видим, что, получив от РРОО «Дышим чистым» запрос с требованием в максимально короткие сроки установить и назвать опасный источник, загрязняющий воздух в Рязани, заместитель руководителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора (далее - Управление Росприроднадзора) В.В. Барабаш через 20 дней от момента начала химической травли переадресовывает запрос ДЧ для рассмотрения, в части имеющейся компетенции, руководителю Управления Роспотребнадзора по Рязанской области Л.А. Сараевой (далее – Управление Роспотребнадзора), ссылаясь на то, что Суфранович А.А. интересуется возникшей проблемой.

    При этом, как мы видим из п.3 данной аналитической справки, на руках всех надзорных ведомств региона уже с середины октября 2020 года есть данные Минприроды Рязанской области и лаборатории Администрации города о системных постоянных превышениях ПДК опаснейших химических веществ в воздухе города. И самим Управлением Роспотребнадзора, в лице уполномоченных должностных лиц, на «круглом столе» 13.10.2020 г. назван предполагаемый виновник такого масштабного загрязнения - АО «РНПК».

    То есть, с 06.10.2020 г. Управление Росприроднадзора проводит внеплановую проверку по факту массовых жалоб граждан на качество воздуха, а только через месяц он решил направить запрос в Управление Роспотребнадзора и то не самостоятельно, а по понуждению общественности. Другими словами, через месяц после массовых жалоб и указания на предполагаемый источник выбросов, руководитель профильного ведомства В.В. Барабаш не может дать самостоятельную оценку ситуации по линии федерального надзора, а просит помощи у другого ведомства. То есть все уже в городе знают (получив десятки одинаковых ответов на обращения), что проверка предприятий федерального уровня надзора является исключительной компетенцией ведомства, территориальным подразделением которого руководит В.В. Барабаш, но последний за ответом на вопрос: «Кто виноват в выбросах?» обращается в Управление Роспотребнадзора, зная заранее, что региональные предприятия уже проверены Минприроды Рязанской области и нарушений не установлено.

  • Из содержания письма Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.11.2020 г. 12-50/14440-05 (далее - Минприроды России) в глаза бросается тот факт, что даже головное министерство природных ресурсов РФ, отвечая на обращение РРОО «Дышим чистым» о неблагоприятной экологической обстановке в городе Рязани, сразу даёт понять, что есть не только РАМКИ государственного экологического надзора, но даже РАМКИ установленной компетенции рассмотрения нашего обращения. Это как понять? Часть обращения рассмотрели, а часть - оставили за «рамками»? Ни одно предложение не начинается со слов «…с целью, …для, …полагая необходимым». Только: «...в рамках…, в соответствии…., компетенции…». Даже не вдаваясь в подробности существа происходящих процессов.

    Центральный федеральный орган указал нам, что выявление и пресечение нарушений в области охраны окружающей среды осуществляется в РАМКАХ государственного экологического надзора (ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Федеральным органом, уполномоченным на эту процедуру, является Росприроднадзор РФ (постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 400) и все его нижестоящие территориальные подразделения. Другими словами, все нарушения природоохранного законодательства со стороны предприятий федерального уровня надзора - это полномочия, компетенция и сфера ответственности Росприроднадзора и ни о каком Роспотребнадзоре тут речи нет.

    Минприроды России в указанном письме отметило, что Правительство Рязанской области ОПЕРАТИВНО отработало и направило данные о выявленных нарушениях всем надзорным органам по списку в соответствии с ПОРЯДКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. А ведомство В.В. Барабаша на дату изготовления данного ответа (10.11.2020 г.) только «...в связи с многочисленными обращениями граждан...» вместе с природоохранной прокуратурой «...запланировали проведение проверок в отношении федеральных предприятий…».

    До этого, в рамках своих полномочий, они, видимо, сидели пили чай и смотрели «Дом-2».

    Интересен тот факт, что «...в октябре 2020 года сотрудники Управления Росприроднадзора принимали участие в проверке ООО «Завод Техно», инициированной природоохранной прокуратурой. Выявили нарушения в области охраны атмосферного воздуха...». Но никто до сих пор не знает, что это за нарушения? Может там завод закрывать надо, а они мизерным штрафом отделались.

    Что интересно, в одном из ответов, полученном РРОО «Дышим чистым», Управление Росприроднадзора пишет, что внеплановую проверку ООО «Завод Техно» в октябре 2020 года природоохранная прокуратура им не согласовывала… Как прикажете понимать такие расхождения?

    Из этого же письма следует, что ООО «Евробитумтрейд», ООО «Лиана» также оказывают негативное воздействие на окружающую среду, относятся к региональному надзору и природоохранной прокуратурой проверка этих предприятий проводилась, НО! МАТЕРИАЛЫ ПРОВЕРОК у Управления ОТСУТСТВУЮТ (как предполагаем, и их результаты тоже).

    В завершении в письме излагается мысль: «...В рамках предоставленных полномочий Управлением принимаются все необходимые меры, предусмотренные действующим законодательством...». Возникает логический вопрос: «Кто больше виновен в сложившейся ситуации, законодательство, которое не всё предусмотрело или Управление, которое очевидно не все меры принимает?» Либо принимает меры, но не эффективные.

  • Из содержания письма Управления Роспотребнадзора по Рязанской области от 11.11.2020 г. № 14043-03, мы в очередной раз видим, что Роспотребнадзор «…не уполномочен осуществлять экологический надзор в области охраны атмосферного воздуха...».

    Установление конкретных предприятий, «...осуществляющих сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ…», относится к компетенции Росприроднадзора и Минприроды.

    Роспотребнадзор и его территориальные подразделения организуют и ведут социально-гигиенический мониторинг, согласно Положению, утверждённому приказом Роспотребнадзора РФ от 10.07.2012 г. № 732.

    В Рязанской области (и городе Рязани) Управление Роспотребнадзора имеет две установленные мониторинговые точки по адресам: ул. Новосёлов, д.58 и п. Турлатово, ул. Школьная, д.45. Периодичность производимых замеров: 6 дней в неделю по 3 раза в день. Исследуют следующие химические вещества: СЕРОВОДОРОД, ФЕНОЛ, ФОРМАЛЬДЕГИД, СВИНЕЦ.

    С 06.10.2020 г. по 08.10.2020 г. лабораторным центром Управления Роспотребнадзора (ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области») в указанных мониторинговых точках регистрировались превышения ПДК по сероводороду с 1,6 до 14,25 от предельно допустимых значений.

    По обращению граждан в результате дополнительных замеров проб воздуха на ул. Свободы, ул. Затинной, п.Строитель, ул. Берёзовая, д.Турлатово (ул. Школьная) – обнаружены превышения ПДК сероводорода от 1,03 до 1,2 от предельных. На ул. Островского – превышения ПДК сероводорода составили 6,6 раз! Всего за прошедший период отобрано 554 пробы. Непонятно какое отношение ко всему этому рассказу имеет словосочетание «мониторинговые точки», если анализ воздуха должны проводить ВЕЗДЕ, а мониторингом состояния атмосферного воздуха по факту занимается Росгидромет и Минприроды Рязанской области (в части региональных предприятий)?

    Далее Управление Роспотребнадзора в указанном письме сообщает нам, что «... все эти данные были переданы в Минприроды Рязанской области и Управление Росприроднадзора...». И здесь вновь возникает вопрос: «Зачем В.В. Барабаш через месяц отсылает запрос в Управление Роспотребнадзора для рассмотрения обращений общественности по той же октябрьской ситуации «...в части их компетенции...», если подробная информация от этого ведомства уже ему своевременно передана??? Что это за «игра в футбол» или кто кого хочет ввести в заблуждение такими действиями?

    Эта ситуация требует отдельного рассмотрения и оценки на предмет соответствия законодательству РФ.

    По нашему мнению, уровень профессионального подхода к оценке санитарно-эпидемиологической обстановки в городе, над которыми нам всем стоит всерьёз задуматься, определяют следующие слова руководителя Управления Роспотребнадзора: «…экстренные извещения о регистрации заболеваний (отравлений) людей, обусловленных воздействием химических факторов окружающей среды, в адрес Управления не поступали...».

    В связи с этим, возникает сразу несколько вопросов: «Минздравом Рязанской области и/или Управлением Роспотребнадзора в Рязани в последние два-три года вообще ведутся исследования на предмет взаимосвязи различных заболеваний и воздействия на здоровье людей негативных промышленных факторов»? Или ведомства считают, что человек должен сам заболеть и сам определить от чего заболел? Осуществляет ли Управление Роспотребнадзора мониторинговую деятельность в этом направлении, как это было ранее в 2009-2013 гг., когда совместно с РГМУ им. академика И.П. Павлова велись наблюдения за указанными факторами негативного воздействия и причинно-следственными связями их влияния на здоровье населения города, а по их результатам регулярно издавался бюллетень «Социально-гигиенический мониторинг здоровья населения»? И, что произойдёт, если окажется, что по факту такие жалобы от жителей в медучреждения города поступали, но Минздрав либо его структурные подразделения скрывают и/или искажают эти данные? А вместе с тем интернет-СМИ пестрят жалобами граждан на ухудшение состояния здоровье своё и своих детей, связанного с отравлением воздуха в октябре 2020 года…».

    Положительным фактом реагирования Управления Роспотребнадзора на возникшую ситуацию следует считать то, что в оперативном режиме было исследовано большое количество проб воздуха в разных районах города, выявлена довольно широкая география превышений ПДК и с учётом специальных познаний назван предположительный источник загрязнения воздуха - АО «РНПК», что обеспечило необходимые условия для оперативного реагирования уполномоченных надзорных органов. К сожалению, они этой возможностью не воспользовались…

    Также в письме указано, что по нашему обращению в Минздрав Рязанской области ответ в адрес РРОО «Дышим чистым» уже дан.

  • Из содержания писем Управления Роспотребнадзора от 12.11.2020 г. № 14234-03, от 12.11.2020 г. № 14235-03 видно, что там изложены те же данные, что и приведённые нами в п.6 настоящей аналитической справки, только разнятся цифры по количеству проведённых исследований. В ответе от 11.11.2020 г. № 14043-03 было заявлено 554 замера проб воздуха. А в ответах от 12.11.2020 г. почему-то эта цифра подросла, стала 986, что, соответственно, улучшило общую статистику качества воздуха по отношению к количеству выявленных в тот же период превышений ПДК.

  • В письме Управления Росприроднадзора от 13.11.2020 г. № ВБ-1410/12852 на одной странице текста содержится ответ сразу на несколько октябрьских обращений РРОО «Дышим чистым» (в том числе в природоохранную прокуратуру) после полутора месяцев ожидания результатов проверки и принятых по ситуации решений. В очередной раз нам разъяснили истину, которая давно известна: по каким критериям объекты относят к федеральному государственному экологическому надзору со ссылкой на постановление Правительства РФ от 28.08.2015 № 903.

    Нам пояснили, что в октябре 2020 года была инициирована и согласована внеплановая проверка АО «РНПК», выявлены нарушения (без указаний самих нарушений), выданы предписания для их устранения и то, что по состоянию на 13.11.2020 года, ещё ТОЛЬКО РЕШАЕТСЯ ВОПРОС о привлечении к административной ответственности виновного лица.

    В том же письме отмечено, что на предприятии ООО «Завод ТЕХНО» тоже была проведена проверка с участием сотрудников Управления и также установлено нарушение природоохранного законодательства, но в этом случае виновных привлекли к ответственности сразу. Видимо, на этом заводе «стрелочника» найти проще…

    В заключении, Управление Росприроднадзора информирует, что все необходимые меры в рамках полномочий принимаются на устранение нарушений, но в тексте не содержится информации: устранены ли нарушения, какие это были нарушения и каким образом было наказано ответственное за нарушение лицо (лица)? То есть, буквально: мы работу провели, результаты получили, но какую (какие) и как, мы вам не скажем.

  • Ответ природоохранной прокуратуры от 24.11.2020 г. № 222ж-2020 на обращение рязанки Мусихиной Р.М. подготовлен через 10 дней после ответа Управления Росприроднадзора в адрес РРОО «Дышим чистым» и в этом ответе имеются хоть какие-то конкретные вещи.

    Так, отмечено, что на АО «РНПК» выявлен сверхнормативный выброс фенола и аммиака, выявлены нарушения режима работы предприятия в период НМУ, а также нарушения при инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух.

    В письме прокуратуры указано, что Управлением Роспотребнадзора проведена плановая проверка с использованием средств дистанционного взаимодействия в отношении АО «РНПК», в ходе которой установили, что предприятием «…не проводятся в полном объёме лабораторные исследования воздуха в зоне влияния АО «РНПК»…». Так это была плановая проверка? Что же происходит на РНПК в период между проверками? И хотелось бы понимать, какой объём объективной информации можно получить от предприятий удалённым способом? Как регистрируются результаты проверок, что архивируется? Опять же мы не знаем такого юридического термина, как «зона влияния» АО «РНПК».

    Там же в ответе отмечено, что «…обращений граждан за оказанием медицинской помощи в связи с загрязнением атмосферного воздуха не было…».

    Вопрос: «О чём может говорить такое заявление?» О том, что отравлений промышленной химией, выброшенной в воздух, не было или не было обращений населения с жалобами на ухудшение состояния здоровья в связи с выбросами в тот период времени? Или о том, что люди не доверяют медицине, или о том, что получить необходимые исследования невозможно? Или о том, что пациентам ставят неверные диагнозы?

    А может о том, что медицинские учреждения города просто скрывают:

      • факты химических отравлений населения промышленными выбросами в угоду «правильной» статистике,
      • факты обращений граждан с жалобами на ухудшение состояния здоровья в период химических выбросов, в том числе на ухудшение состояния здоровья детей, которые медработники отказываются фиксировать в медицинских документах (нам известны такие случаи от самих рязанцев);
      • наличие непосредственной причинно-следственной связи между онкологическими, сердечно-сосудистыми и бронхолегочными заболеваниями рязанцев и промышленными выбросами,
      • рост статистики смертности населения по этой причине, а также в результате возникновения осложнений сопутствующих заболеваний???

    В очередной раз отмечено, что природоохранной прокуратурой возбуждены и направлены в уполномоченные органы материалы для возбуждения административных производств… Что же это за органы такие? Почему просто не указали, кому конкретно? Почему в соответствии с приказом Генпрокуратуры РФ от 01.04.2014 г. № 165 при выявлении нарушения природоохранного законодательства не рассчитывается в обязательном порядке ущерб окружающей среде? Какие сроки устранения допущенных нарушений? Почему вся информация об определении порядка ответственности представлена в общих фразах, без указания конкретных сроков исполнения, конкретных виновных лиц и статей КоАП России? Почему не указана ссылка на возможные интернет-ресурсы, на которых граждане смогут ознакомиться с подробностями всего административного процесса?

    Дополнительно было указано, что природоохранная прокуратура контролирует исполнение решения Железнодорожного районного суда города Рязани об обязании ЗАО «РНПК» обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Листвянку через выпуск цеха № 20.

Подведём итог: Рязань на целый месяц накрыло зловониями, от которых невозможно было нигде укрыться. Раздражение дыхательных путей, удушье, головные боли, нервные срывы от невозможности спасти себя и своих детей, боли низа живота, переходящие в рвотный рефлекс у детей и взрослых в школах, садах, в транспорте, на работе - это не полная картина происходящих событий октября 2020 года в городе Рязани. Совершено настоящее преступление с причинением массового вреда здоровью гражданам Российской Федерации прямо на её территории.

Службы МКУ ГО ЧС, Администрация города, Министерство природопользования Рязанской области в течение одной недели после возникновения опасной ситуации с воздухом провели замеры и дали ответы и материалы, из которых следует, что в различных районах города выявлены и наблюдались постоянные длительные значительные превышения ПДК по сероводороду и сероуглероду, и в концентрациях близких к единице сверх предельных значений, весь город постоянно вдыхал бензол, толуол, метил-трет-бутиловый эфир. Это набор из состава тех 9 веществ, которые способны определять региональные службы. Что было в воздухе того периода ещё - до сих пор не известно в силу отсутствия у надзорных органов технических возможностей и желания выполнять свои надзорные функции надлежащим образом.

Достоверно установлено, что предприятия регионального надзора к отравлению не причастны и уже 13.10.2020 г. уполномоченными должностными лицами органов власти указано конкретно на возможного виновника случившегося - АО «РНПК».

Под сомнением был и ООО «Завод Техно», а также ещё ряд предприятий федерального уровня надзора (ООО «Сфат-Рязань», ООО «РН-Смазочные материалы»). Проверку ООО «Завод Техно» прокуратура организовала в разумные сроки, а вот АО «РНПК» непосредственно стали проверять только через месяц, когда вонь утихла и настоящие причины предположительно уже устранили.

Почему так долго?

Не потому ли, что между ЦЛАТИ по ЦФО (куда входит и рязанское подразделение) и АО «РНПК» есть коммерческий договор, то есть договор об извлечении прибыли из-за условий которого лаборатория ЦЛАТИ не может давать отрицательную оценку своему «контрагенту»? Но даже при таких заведомо необъективных обстоятельствах, на двух предприятиях Южного и Восточного промузлов были выявлены массовые значительные нарушения действующего природоохранного законодательства РФ.

Дополнительно обращаем Ваше внимание, что Рязанское отделение ЦЛАТИ обслуживает в рамках договорных отношений надзорные функции Управления Росприроднадзора в г. Рязани и Рязанской области, как федерального надзорного органа в сфере природоохранного законодательства, и вся эта «биржа труда» с ведома заместителя руководителя Управления В.В. Барабаша действует так уже много лет.

Преступление совершено, преступники установлены, меру ответственности за преступление должны определить компетентные органы и суд. А вот информацию по проведённым внеплановым проверкам и их результатам, которая будет передана на рассмотрение суда природоохранной прокуратурой и Управлением Росприроднадзора, мы обязательно истребуем для ознакомления и объективной публичной оценки. И если вдруг кто-то заявит, что выбросы предприятий-нарушителей не связаны с отравлением всего города, то мы потребуем это обосновать также аргументировано, как этого требует закон со всей его разумностью и объективностью.

Рязанская общественная организация "Дышим Чистым". Все о состоянии атмосферного воздуха в городе Рязани.

Фотографии

Top