Региональная общественная организация «Дышим чистым» продолжает изыскивать возможности для решения экологической проблемы нашего города. Мы продолжаем изучать способы оперативного воздействия на нарушителей экологического законодательства, мы изучаем само законодательство, но и не оставляем без внимания тех, кто уполномочен непосредственно заниматься защитой окружающей среды.
С целью совместного поиска оперативных решений, представители организации «Дышим чистым» Тимонин С., Щаулин Э., Суфранович А., организовали встречу с заместителем председателя Правительства Рязанской области Филипповым Д.И., на которой также присутствовали первый заместитель министра природопользования Рязанской области Акимов А.Э. и депутат Рязанской областной Думы Баринова Т.А.
Мы обратились к заместителю председателя Правительства Рязанской области Филиппову Д.И. со следующим заявлением:
- «.. Сегодня наша встреча организована с целью совместного поиска решения экологической проблемы в Рязани, с целью создания реального, действенного и открытого взаимодействия природоохранных структур, Администрации города и общественной организации «Дышим чистым».
- Для того, чтобы определиться в целях и задачах, порядке ответственности и вариантах взаимодействия, предлагаю увидеть экологическую проблему города Рязани глазами его населения, без формализма и личной заинтересованности.
- Что мы имеем по факту? В поселках Строитель, Турлатово, Мирный, Соколовка практически ежедневная вонь продуктами переработки нефтепродуктов и раздражающие химические запахи, происхождение и формулу которых достоверно установить не удается.
- В микрорайоне Дашково-Песочня, который уже давно не микрорайон, Дядьковском поселении, поселке Шлаковый, на улице Кальной и близлежащих, при южных направлениях ветра, наступает безусловный режим чрезвычайной ситуации. Люди закрывают окна, убегают с улиц, массовые вызовы скорой помощи, массовые аллергические реакции у детей на кожном покрове и на слизистой оболочке глаз и дыхательных путей. И это только оперативная взаимосвязь с выбросами. Если пытаться оценить последствия на перспективу, то это будет более масштабный материал.
- Огромное резонансное дело по мусорному полигону Деева, напротив бывшего «Химволокна», благополучно «замято» в очередной раз, несмотря на то, что по составу установленных нарушений, бизнесмену должен был определен конкретный срок лишения свободы. А Министерство природопользования до сих пор считает, что реке Листвянке заполненные котлованы с кислотой, находящиеся в 15 метрах от реки, не представляют угрозы и это вообще нормально.
Что утверждает официальная статистика?
- проводится регулярный постоянный мониторинг воздуха;
- по заявлениям граждан работает передвижная лаборатория;
- превышений ПДК не обнаружено, ну и следовательно, нарушений законодательства по окружающей среде не установлено. Единичные случаи обнаружения превышений ПДК носят исключительно статистический характер и виновных даже не пытаются искать. Да и как найти, если ветер постоянно меняется, да ещё с природоохранной прокуратурой нужно проверку согласовывать?
Дополнительная информация, относящаяся к рассматриваемой теме:
- форма №7 Минздрав Рязанской области: 2016 год – 2599 злокачественных новообразований;
- тот же документ: 2017 год – 2652 ЗНО;
- тот же документ: 2018 год – впервые выявленные ЗНО – 5885;
- из доклада онкологического центра Рязани: 2019 год, март – 5885 случаев ЗНО и 5232 больных ЗНО.
Из статистики по рождаемости уже много лет нет абсолютно здоровых детей, но за последние два года практически все детки имеют ту или иную болезнь дыхательных путей.
Если есть желание эти данные оспорить, то предлагаю сделать официальный запрос в необходимые структуры. Но чтобы сэкономить время и ресурсы можно просто пообщаться с главврачами по телефону. Они знают всё.
Какие у жителей города Рязани формируются мысли и выводы?
- действующие лаборатории не дают объективной информации;
- должностные лица управления и контроля города либо заинтересованы в сложившейся ситуации, либо не способны решить этот вопрос, либо по каким-то субъективным причинам не могут должным образом выполнять свои обязанности;
- деятельность природоохранных структур и Администрации города направлена на лоббирование интересов промышленников, не считаясь с интересами самих жителей и даже им в ущерб;
- действующее Федеральное природоохранное законодательство не обладает необходимой и достаточной полнотой регулирующих документов и положений, способных приводить в надлежащий порядок правоотношения между хозяйствующими субъектами и гражданами Российской Федерации, основные права и свободы которых прописаны и защищены Конституцией РФ. Сам факт недееспособности законодательства в части экологии и окружающей среды ставит под сомнение легитимность органов государственной власти, деятельность которых основана на этих законах;
- как следствие, на основании вышеизложенного, сформировалось устойчивое мнение жителей города о том, что ситуация с выбросами вышла из под контроля государственных структур, а из-за исторически сложившихся личных «заинтересованностей» между промышленниками и должностными лицами города Рязани, надежда о спасении только на Федеральный уровень воздействия или на значительный общественный резонанс. И этот факт не в пользу Правительства города.
Что именно предлагают члены общественной организации «Дышим чистым» для справедливого, быстрого и законного решения сложившейся ситуации?
- Деятельность всех природоохранных структур должна быть максимально открыта и освещена в любом варианте СМИ.
- Общественная организация должна иметь возможность получать оперативную информацию о всех планируемых проверках предприятий и иметь возможность присутствовать на них.
- Внести изменения в порядок реагирования передвижной лаборатории, согласно которого общественная организация будет иметь возможность по согласованию с ГО и ЧС или Министерством природопользования инициировать выезд лаборатории на место реального скопления выбросов, с учётом реальной возможности выявления загрязнения. Таким образом, мы исключим выезды лаборатории в места чистого воздуха, а направим туда, где реально нужно проводить замеры.
- Организовать упрощенный порядок взаимодействия природоохранных структур с представителями организации «Дышим чистым», который позволит ускорить порядок рассмотрения предложений и заявлений, связанных с улучшением контроля за выбросами и определением ответственности за них. Другими словами, если представитель общественной организации вносит предложение об оптимизации мониторинга, то уполномоченный специалист должен дать правовую оценку этому предложению и экономическое обоснование возможности исполнения. По основаниям отрицательного ответа будем хотя бы знать, что нам не позволяет получить желаемый результат. Если решение будет положительное, то эти предложения нужно будет официально закрепить и применять по необходимости.
Данный перечень предложений не является исчерпывающим и будет дополнен по факту принятых решений. Заявленные предложения не означают, что общественная организация должна или может выполнять функции природоохранных структур и на это не претендует.
Полагаем, что общественная организация «Дышим чистым» является гражданским индикатором состояния воздуха, общественным катализатором функций защиты окружающей среды, что соответствует смысловой нагрузке Конституционного права и Федерального законодательства.
Общественная организация имеет право вносить предложения, способные оперативно реагировать на ухудшение окружающей среды и защищать своё право на чистый воздух, в чём и состоит смысл всех вышеперечисленных предложений.
Мы полагаем, что наши предложения должны иметь официальную оценку, должны быть освещены в СМИ и в рамках действующего законодательства реализовываться…»
Дополнительно были заданы вопросы, касающиеся технологий мониторинга, уточнения порядка надзорных полномочий, сертификаций, учёта предельно допустимых выбросов и др.
Итоги встречи:
- Акимов А.Э. выразил согласие на проведении внеплановых рейдов по инициативе «Дышим чистым» с целью выявления нарушителей природоохранного законодательства.
- Филиппов Д.И. положительно оценил предложение за счёт добровольных пожертвований граждан установить интерактивные датчики определения ПДВ на источниках выбросов (трубах предприятий), что согласуется с посланием Президента РФ Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года. Данное предложение имеет выборочный порядок контроля и пока ещё требует правового обеспечения.
- Среди источников права, таких как: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Санитарно-эпидемиологические правила и 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», последний имеет преимущество над другими, потому что именно он отменяет регулирующие нормы всех остальных.
- В Правительстве находятся нормальные живые люди, с которыми можно открыто общаться и решать вопросы, но, к сожалению, их инициативы ограничены законодательством, которое очень неохотно защищает права граждан.
- Принято решение об организации аналогичных встреч с руководителями всех других природоохранных структур с целью создания мобильного централизованного взаимодействия и открытости всех мероприятий.
Мы не считаем, что после нашей встречи завтра будет чистым воздух, что промышленники покраснеют от стыда и ограничат выбросы отравляющих веществ, но в формате таких обсуждений мы сможем достоверно понять, когда причина в отсутствии возможности, а когда - в отсутствии желания.
С уважением, коллектив общественной организации «Дышим чистым».